Этот сайт - преподавателя и для преподавателей,
тех, кто учится сам и учит других; очно и/или
дистанционно, биологии, экологии, химии, другим
предметам - с помощью компьютера и Интернет.
И для всех освiтян (от
укр. освiта - образование, однокоренное
со "свет"),
даже если на родине их называют "образованцами".
Наверное, начать
надо со следующего: с тех немногих (трех-четырех)
фраз (потом - двух-трех книг, одного-двух
фильмов, музыкальных альбомов и другого),
оказавших наибольшее влияние на точках
бифуркации, встречавшихся на более чем
сорокалетнем пути. Итак,
фразы из разных времен:
1.
В первые годы работы в школе на
пролетарской окраине Харькова зам по
воспитательной работе пригласила в школу
выступить перед учениками Вениамина Смехова (ученики
его иначе как Атоса и не знали). Так он сказал
фразу, в правильности которой убеждаюсь который
год: "Люди делятся не
на белых или черных, русских, евреев или немцев,
а на тех, кто работает, и тех, кто не работает".
2. Премудрость
Соломона, 7: 13-14: "Без
хитрости я научился, без зависти преподаю, не
скрываю богатства ее, ибо она есть неистощимое
сокровище для людей..."
и дальше по тексту.
3.
У В.Г.Короленко в "Истории моего современника"
молодой учитель-разночинец произносит
замечательную фразу о педстаже:
"Мы, - говорил он, -
три года мучимся, три года учимся, три года учим,
три года мучим - а там хоть к чёрту..."
4. Всегда восхищался тем, как
невозможно тиражировать опыт преподавания
предмета: всё равно каждый учитель преподает
свой вариант [биологии]. И вот в прошлом году
встретил чеканное по красоте определение, почему
так происходит:
«Преподаватель должен
уметь "развернуть", закодированные
науками до знаковых систем и представленные в
учебном процессе в виде "дидактического
материала", элементы учебной новизны, раскрыть
их в реальностях предметного и социального мира
(в том числе, для обеспечения нужд
профессионального деятельности). Новизна
становится понятной обучаемым лишь в формах
адекватных этим реальностям. Преподаватель
обязан именно - не повторить, но
трансформировать через преподавательское
естество и в значительной степени
авторизировать эти "свёрнутые" сентенции,
выразить и воплотить их в содержании своей
учебно-познавательной и обучающей деятельности…»
(Лобашев В.Д. Дидактические функции учебных
текстов).
Не могу не назвать и одну
книгу. Когда
начал работать в школе (по распределению!), было
очень сложно - никакой ВУЗ к этому не приготовит
- и не потому, что плох (см. фразу
3 выше). На
мое счастье, я попал на группу продленного дня,
и мне встретились
"Детям моим. Воспоминания прошлых дней" о. Павла
Флоренского
- тогда еще не изданные отдельной книгой, а
фрагментами публиковавшиеся в разных журналах от
альманаха "Прометей" до "Литературной Грузии".
Именно описание того, как впечатления детства
повлияли на всю дальнейшую жизнь и подвигло
попытаться и самому дать детям (с пролетарской
окраины) какие-то яркие интересные впечатления...
с этого и пошел позитивный педопыт: я начал
учиться. И в любой беллетристике ловил
интересные задачи, красивые цитаты: часть
улова тут.
Литературные пристрастия лучше всего
характеризует цепочка из лиц: вычитанная у
Орхана Памука фраза Борхеса:
"Впервые прочитать первый раз Достоевского -
такая же важная веха в жизни, как первая любовь,
как первая встреча с морем"
("Другие цвета", с. 171). С книг начинались
и некоторые музыкальные пристрастия - так, Чарли
Паркер (Charlie Parker), один из двух полных
гениев джаза, для меня родом из "Преследователя"
Хулио Кортасара (недавно нашел на
Торренте саундтрек к роману "Игра в
классики" - подборку упоминаемых композиций
Jazzuela, и саундтреки к
Х. Мураками). А что-то пересеклось и с
биологией - альбом
"DNA" Matthew Shipp и William
Parker 1999 года, с рисунком
Jeff Schlanger.
Своеобразной вехой в моем учении стали тетради с
печатной основой по общей биологии, изданные
харьковским УМЦ "Школьник" (скорее, "Шкодник"):
"Эволюция. Экология" (,
1996) и
"Цитология. Генетика" (,
1997), особенно - первая: полночи не спал, как
вышла...
А уже потом была
"Проектно-ролевая игра по
биотехнологии и генетической инженерии",
с другой харьковской фирмой, "Основой", и
соавторство с Д.А. Шабановым и М.А. Кравченко в
ИУМК "Экология. Конструирование биосферы"
для НФПК, и учебник для
профильных 10-х с Машей Кондратовой для
изд-ва "Ранок", не тем будь помянуто.
Фильмы. 2007:
"All That Jazz"
Боба Фосса (film.ru,
IMDb 7,5/10), 2010: "Аватар"
(урок тут);
сериалы:
2009 -
"Доктор Хаус" (о нем на уроке -
тут), 2010 -
"Звездный крейсер "Галактика"
(тичерский пассаж -
тут); 2011 - "NCIS"
(песенку о химических элементах из одной из
серий см.
тут) и
"Хранилище 13" в стиле
cabinets of
curiosity. |