Тематика
и содержание лекций.
Названия лекций - такие, как
были придуманы вначале, до редакторской правки:)
Презентация
о курсе (3,9 Мб)
1
часть (лекции 1-4),
2
часть (лекции 5-8).
1. Информационная
культура учителя как высокое искусство
авторизации
«Преподаватель
должен уметь "развернуть", закодированные
науками до знаковых систем и представленные в
учебном процессе в виде "дидактического
материала", элементы учебной новизны, раскрыть
их в реальностях предметного и социального мира
(в том числе, для обеспечения нужд
профессионального деятельности). Новизна
становится понятной обучаемым лишь в формах
адекватных этим реальностям. Преподаватель
обязан именно - не повторить, но
трансформировать через преподавательское
естество и в значительной степени авторизировать
эти "свёрнутые" сентенции, выразить и воплотить
их в содержании своей учебно-познавательной и
обучающей деятельности…»
Лобашев В.Д. Дидактические функции учебных
текстов
Именно об авторизации общего
курса в ходе преподавания конкретным педагогом и
пойдет речь в данной лекции. Через призму такой
трансформации научного содержания в набор
мыслительных операций обучаемых будет предложено
взглянуть на преподавание всего курса биологии.
Это позволит сформулировать рабочее определение
понятия «информационная культура», показать ее
нетождественность навыкам пользователя
персонального компьютера, и более того,
служебность информационно-коммуникационных
технологий по отношению задачам преподавания
биологии. Общий обзор программного обеспечения
позволит упорядочить представления о назначении
разных компьютерных программ и подготовит среду
для дальнейшего обсуждения более узких вопросов
прикладного характера.
2. Культура текстов и
культура работы с текстом
Веками человеческая культура была в первую
очередь культурой текстов, и потому многими
информационная культура трактуется как умение
работать с текстовой информацией. И во многом –
при очевидном превалировании текстов над другими
составляющими (и негативными «шлейфами» этого
давления) – это так. Но не только чтением одним
насыщен текст: арсенал приемов работы с
определениями терминов, приемы
свертывания-развертывания и логического
преобразования текстов, построение систем
причинно-следственных связей и семантических
сетей понятий и многое другое позволят сделать
работу с текстом удобной не только «левополушарным»
отличницам. Тем более, что в руках такой мощный
инструмент, как текстовый процессор Microsoft
Word, содержащий большой набор функций,
приложимых к самым разным задачам поиска,
обработки и представления (визуализации), работы
с таблицами, подсчета статистики и других
интеллектуальных задач. Арсенал же привлекаемых
текстов может быть существенно расширен за счет
художественной литературы обычных и электронных
библиотек, и творчества самих учащихся.
См. также
Текст: блокнот, AcrobatReader, DjVu и MS Word,
урок
"Биотехнология, генетическая
инженерия: термины"
Усова А. В.
Формирование у школьников научных понятий в
процессе обучения - М.: Педагогика,
1986, 190 c. (2,6 Мб; если не
вчитываться в заклинания о партии и Марксе, в
целом весьма полезная книга о работе с понятиями).
Задание по
отработке первичных навыков работы с текстовым
процессором MS Word
и текстовым файлом
"Элементарная
история":
инструктивная
карточка для учителей биологии и химии.
3.
Число: от абстракции к смыслу
Столь распространенные в современном «цифровом»
мире числа и формулы являются для подавляющего
большинства абсолютной абстракцией, не имеющей
связи с реальным миром и относящимся скорее к
сфере мифологии и магии (что успешно использует
рекламный бизнес). Поэтому математические задачи
в курсе биологии тесно связаны с важнейшими
жизненными компетенциями, связанными с размерами
и мерами, представлением данных и их пониманием,
а также границами применимости математических
моделей.
Процессор электронных таблиц Microsoft Excel
является мощным инструментом работы с числовыми
данными, и использование его
возможностей в разных задачах преподавания
биологии достаточно широко: от расчетов и
представления значений в виде диаграмм и
графиков до математического моделирования,
например, динамики популяций по уравнению
Лотки-Вольтерры.
Кроме того, они являются важным вступлением в
более широкий класс программ математического
моделирования сложных процессов и явлений (и
соответствующих специализированных компьютерных
программ), например, динамики изменения климата
на земле или моделирования нервного импульса.
См. также
Число и MS Excel
4. Образ и звук на
уроке биологии: удобство как целесообразность
«Не
текстом единым»… Урок биологии невозможно
представить без зрительных образов, а в ряде
случаев – и звуков. Поэтому в данной статье
пойдет речь о компьютерных средствах хранения и
упорядочивания, а также воспроизведения и
редактирования графических и звуковых файлов.
Эта важная, но относительно узкая тема приводит
к обсуждению более общей проблемы: использования
специализированных оболочек для создания
электронных курсов (и свойств таких оболочек) –
или более простого, но достаточно эффективного в
своем круге задач программного обеспечения,
позволяющего создавать и/или проводить лекции с
использованием цифровых образовательных
ресурсов. Данная лекция завершает обсуждение
троицы офисных столпов Microsoft программой
создания презентаций MS PowerPoint и подводит
итог первой части курса.
См. также
Презентации - MS
PowerPoint,
Графические редакторы (от Paint и выше)
и
Аудио & видео,
постеры.
Справа - пример выполнения
слушателем
одного из заданий в тексте лекции, присланный
автору.
5. Биологическое видео:
видимо-невиданно
Телевидение, а затем потоковое видео Интернет
изменили мировосприятие человека. Поэтому
современный урок практически невозможен без
видеофрагментов, натурного и синтезированного,
компьютерно-созданного видеоряда. О форматах
видео, возможностях редактирования и
самостоятельного создания анимаций и пойдет речь
в данном разделе курса. Особенности современного
подрастающего поколения, формирующегося на
образцах масс-медиа, влияют на эффективность
использования этих ресурсов. В разделе
обсуждаются возможности интерактивного и
потокового видео, программных средств анализа
видео в образовательной практике, а также
ставшие массовыми аппаратные решения – видео и
web-камеры, видеозахват со светового микроскопа
Intel и другие подключаемые устройства.
См. также
Аудио & видео
6. Иллюзия
трехмерности: 3D-модели в биологии
Привычное трехмерное восприятие мира человеком
является иллюзорным, виртуальным – оно
формируется в результате обработки мозгом
информации с функционально плоских участков
сетчатки двух глаз. Поэтому не удивительно, что
трехмерное моделирование, отображаемое на
плоском экране компьютера, продолжает тему
чередования настоящего и иллюзорного мира трех
измерений. Эффективность таких решений в
образовании – предмет разговора в этом разделе.
Традиционно одним из наиболее эффективных
примеров использования трехмерных моделей
является визуализация молекул, значение которой
в изучении (понимании!) биологии трудно
переоценить. Поэтому будут предложены как обзор
программных средств для отображения компьютерных
моделей молекул и демонстрация учебных задач к
таким программам, так и сравнение компьютерных и
«аналоговых» моделей, от наборов моделей атомов
до модульного оригами. От разговора о
молекулярных моделях планируется перейти к более
широкой теме значения тактильных упражнений и
заданий в преподавании биологии.
См. также
презентацию о зрении и зрительных
иллюзиях (9,8 Мб), огромную подборку
медицинских стереограм и
3D-модели
7.
Интерактивный мир – интерактивный урок –
интерактивный образ мысли
Хотя образовательные программные продукты
являются достаточно массовыми, а практически ни
один из них не обходится без «интерактивов»,
определение объекта интерактивного
взаимодействия, его достоинства и недостатки,
возможности использования таких объектов требует
более подробного рассмотрения. Наряду с
недоступными для модификации рядовым
пользователем объектами профессиональных
разработчиков (например, ЦОРы из хранилища
Национального фонда подготовки кадров)
значительную часть чисто «интерактивных» задач
могут решать как отдельные модули офисного
программного обеспечения, так и ПО интерактивной
доски (что потребует краткого обзора типов
интерактивных досок и программного обеспечения к
ним, а также описания хотя бы основных приемов
их использования).
Кроме того, в этом разделе будут обсуждаться
мыслительные задачи, реализуемые в курсе
биологии и не имеющие аналогов в других школьных
предметах: генетический код и примеры разных
подходов к его объяснению; генетические задачи и
др.
См. также
Flash и интерактив,
Разный специальный софт
8.
Оценивание как тест на информационную культуру
Тема оценивания, вынесена в отдельную лекцию,
остра и актуальна всегда: невозможность
объективной оценки (особенно если речь идет о
сложных, комплексных умениях) вызывает к жизни
разные формы приемов оценивания и корректировки
их результатов, позволяющих хоть и
асимптотически, но приблизиться к большей
точности оценок и отметок. Свойства компьютерных
и аналоговых тестов, активные формы
взаимооценивания (экспертная оценка
реферата/проекта,
эксперт-семинар,
самоиндивидуализирующаяся
работа) при помощи компьютерных программ
могут получить значительно более широкое
распространение благодаря переносу рутинных
расчетов в компьютерные программы (тот же MS
Excel). Столь же удачно применяются они и для
расчета рейтинговых баллов, статистики классных
коллективов,
дифференцирующей способности тестовых заданий
и других задач, связанных с громоздкими
расчетами и необходимостью представления
результатов. Итогом работы будет не только
готовность к выполнению итогового тестового
задания, но и возможность оценить эффективность
вопросов самого задания.
См. также в дополнение к теме
генетических алгоритмов и экспертных оценок -
пассаж из книги
Джеймса
Шуровьески Мудрость толпы
о Френсисе Гальтоне и его
опыте на
сельскохозяйственной выставке, а также
статью самого Гальтона
"Vox populi" |