Инновационный учебно-методический комплекс
«Экология. Конструирование биосферы, 10 (11)
класс,
Авторский коллектив Шабанов Д.А., Козленко А.Г.
(),
Кравченко М.А.»
Разработан
по заказу НФПК совместно с издательством
"Квазар-Микро"
ИУМК предназначен для
преподавания экологии в 10 (11) классе в рамках
среднего (полного) общего образования. Курс
рассчитан на 68 часов (полнофункциональный
вариант с сетевой работой в компьютерном классе
и расширенной коммуникацией в виде семинаров по
презентации результатов работы и их экспертной
оценке).
ИУМК представляет собой комплект материалов:
I. Электронная составляющая ИУМК.
I.I. Базовая модель (поэтапное
конструирование искусственной биосферы):
автономная
версия.
I.II.
Исследовательские модели (примеры ниже).
См. также
на
batrachos.com и модели в
Excel.
I.III.
Справочник (представлен в электронном виде вместе с материалами, соответствующими собственно печатному учебнику, содержит также глоссарий, все интерактивные модели и оффлайновые версии сайтов - 828 Мб).
I.V. Контрольный блок (предназначен для предъявления пре-тестов и итоговых тестов) и др.
II. Полиграфическая составляющая ИУМК.
II.I.
Учебник. Достаточно традиционный учебник,
отражающий базовый учебный материал и
представляющий логику курса
(60 Мб).
II.II.
Сборник раздаточных материалов (расшиваемый
набор страниц-бланков заданий этапов и заданий в
тестовой и другой форме)
(640 кб).
II.III.
Методическое руководство для
учителя
(57 Мб).
Основу курса составляет перевод изучения
экологии в деятельностный режим работы над
проектом, состоящим из ряда этапов и
объединенных общим сюжетом и общей цифровой
моделью. В реализации проекта создания
искусственной биосферы ученики применяют
закономерности, которые определяют с помощью
исследовательских моделей и теоретического
материала, представленного в учебнике и
справочнике. Проектные группы формируют и
отстаивают свои предложения по работе над
этапами проекта (проектно-ролевая
деятельность-игра). Одной из ценнейших
характеристик данного ИУМК
является множественность выборов внутри курса:
ролей и форм деятельности учащихся (и учителя),
вариантов решений поставленных задач, форм
предъявления и защиты результатов деятельности и
др.
Подробнее
см.
Презентацию о курсе (
4,7 Мб):
На выходе:
I. Новые компетенции:
1. Коммуникативные: взаимодействие в рабочем
коллективе, распределение ролей, защита позиции
при презентации результатов.
2. Социальные: получение представления о
рыночных механизмах финансирования научных
разработок (системе грантов), формирование
навыков оформления заявок на получение
финансирования и приемов взаимодействия с
организациями-донорами, подготовка к выходу на
рынок труда.
3. Информационно-культурные: навыки получения
информации при помощи компьютерных моделей;
отбора информации, оценки и самостоятельного
поиска недостающей информации; представления
информации (выбор оптимальных способов
представления данных, приемов презентации
полученных сведений и решений другим).
II. Новые отчуждаемые образовательные
продукты: результаты групповой проектной
работы (заявки на грант, календарные планы,
договора заказов, постерные доклады,
бизнес-планы и др.).
Этапы
конструирования биосферы:
I этап. Выбор планеты для создания биосферы
II этап. Прокариотический «десант» и кислородная
революция
III этап. Адаптирование пионерных наземных
растений и животных
IV этап. Управление модельной популяцией
V этап. Размещение на планете устойчивых
экосистем
VI этап. Заселение планеты человеком
Изменение форм предъявления и получения
информации (приоритет электронной составляющей
курса, опора на исследовательские модели –
базовая и рабочие). Современные учебники в
подавляющем большинстве представляют собой
собрание нудных ответов на неинтересные ученикам
вопросы, заданные кем-то другим. Попытка уйти от
этого подхода заложена в ИУМК: например,
проблемная задача выбора планеты при подаче
заявки на I этапе приводит к необходимости
оценке значимости для выбора ряда параметров в
ходе изучения исследовательских моделей (биогеохимических
циклов и источников энергии для них и шире –
источников энергии для всех процессов на
осваиваемой планете). Эти модели достаточно
различны по типам – от виртуальных лабораторий и
довольно распространенных математических моделей
до сложных понятиеобразующих моделей (например,
«Экологические факторы») и элементов тезауруса (модель
«Уровни биосистем»).
Еще одна важная
особенность курса – готовность брать на себя
ответственность за сделанные выборы и принятые
решения: например, выбор действий на втором
этапе работы с базовой моделью скажется на
четвертом и – особенно существенно – на шестом
этапе, а сам выбор планеты на первом наложит
существенный отпечаток на работу на всех
остальных этапах.
Результат
обусловлен: - интенсификацией
изучения предмета (экологии) благодаря его
деятельностному освоению, т.е. решению
образовательных задач более эффективными
средствами; - изменением роли учителя, выступающего как
организатор процесса (само)обучения и
со-исследователь; - приоритетом электронной составляющей,
эффективными формами локально-сетевой
организации курса и взаимодействия участников
процесса; - формированием ряда новых компетенций:
коммуникативных, социальных,
информационно-культурных; - освоением ряда современных практик, принятых
в науке и бизнесе (заявки на грант,
бизнес-планы); - созданием отчуждаемых образовательных
продуктов: документов, презентаций, раздаточных
материалов, символики и т.п.
|