Здесь |
список уроков с использованием разных программ на уроках по
программам и разделам курса |
Тип урока |
Раздел
курса
|
Тема и краткое
описание |
Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном
режиме
(мультимедийный проектор, один компьютер на учительском
столе)
|
|
Птицы леса. Отряд Дятлообразные
|
Урок закрепления знаний |
|
Использование фотографий, звуковых файлов, сравнение реальных
голосов птиц и звукоподражания, определение птиц по
звукоподражаниям и сонограммам.
UPD.
Подборка круговых
сонограмм-мандал с голосами американских птиц. |
|
Деление клетки: митоз
|
Урок закрепления знаний |
|
Урок с
использованием микрофотографий и видеофрагментов, в т.ч. с
использованием Flash-анимаций; тесты для самопроверки с
графическим заданием,
Preziнтация "Мейоз vs
митоз" |
|
Вода.
Свойства воды и значение для живых организмов |
Лекция |
|
Использование простейшей программы-визуализатора объемного
отображения молекул; рассказ о свойствах воды и их значении для
живых организмов.
UPD. Онлайновый проект:
классификация снежинок |
|
Мутационная изменчивость |
Лекция |
|
План урока усвоения новых
знаний (школьная лекция с элементами индивидуальной работы
учащихся) (текстовый файл MS Word, 350 кб). Курс
«Открытая биология 2.6.»
или «Химия, Биология, Экология»
(«Физикон») |
|
Живой мир Пандоры: экология и эволюция |
Семинар-итог проектов |
|
План урока по адаптациям живых организмов в фильме "Аватар"
(текстовый файл MS Word, 3,5 Mб). Темы мини-проектов по
отдельным представителям и полноценных проектов по прообразам в
земных организмах, биокомпьютерам и охране окружающей среды |
|
Функциональная асимметрия мозга |
Видеолекция |
|
План урока по сериалу
«Доктор Хаус» (House M.D.): серия 110 (5 сезон, 24
серия)
«Обе половинки вместе» (англ. «Both Sides Now») -
текстовый файл MS Word, 260 кб),
фрагменты из фильма (96 Мб). |
Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном/групповом
режиме
(урок в компьютерном классе без выхода в Интернет)
|
|
Определение растений семейства Капустные (Крестоцветные)
|
Лабораторная работа |
|
Использование определительной карточки, выполненной в виде
веб-страницы, для обучения работы с определителем в виде
дихотомического дерева.
UPD. Определители 7 семейств
цветковых растений (со сканами гербариев), млекопитающих |
|
Инфекции человека, передающиеся половым путем
|
Лекция с инд. заданиями |
|
Использование полной off-line'овой
версии web-сайта
"ЛабоРУтория"
(http://www.primer.ru/) на уроке с шаблоном отчета в
MS Word |
|
Экология человека: антропогенный фактор
|
Практическая работа |
|
Использование бесплатной
компьютерной программы считывания Е-кодов пищевых добавок и
примером состава 12 пищевых продуктов известных марок.
Задание для проектной работы |
|
Темперамент
|
Лекция + практическая работа
1:1 |
|
Урок в теме ЦНС-ВНД о
темпераменте, с
иллюстративным материалом, цитатами из литературы и
практической работой "Определение типа темперамента" (тест
Айзенка). |
|
Численность популяции, ее колебания. Рождаемость, смертность
|
Практическая работа |
|
Моделирование колебаний численности популяций при помощи
программ
Life32
("Жизнь" Д.Конвея - клеточные автоматы) и
MS Excel |
|
Измерение динозавров
|
Лабораторная работа |
|
Лабораторная работа по
вычислению размеров
динозавров с помощью игрушечной модели и оценка зависимости
пропорций тела животного от его размеров по интерактивной
модели |
|
Палеонтологический конструктор
|
Практическая работа |
|
Практическая работа по восстановлению скелета
ископаемого ящера, воссозданию его внешнего вида, описанию
образа жизни и среды обитания.
UPD.
Новые конструкторы
|
|
Адаптация. Защитные окраски животных |
Лекция |
|
Использование презентации MS PowerPoint
для иллюстрации нового материала и его закрепления (защитные
окраски, формы мимкрии, относительность адаптаций) + игра в
био15 |
|
Реакционно-диффузная
модель окраски млекопитающих |
Практическая работа: исследование
модели |
|
Исследование математической модели реакционно-диффузного
механизма формирования окраски у млекопитающих с использованием
кроссплатформенной программы
Ready 0.6. |
|
Классификация белков
|
Комбиниро-
ванный урок |
|
Фрагмент учебного пособия по молекулярной
биологии, использует программу визуализации молекул
RasMol
и учит ее применять
|
|
Биосинтез белков. Генетический код |
Лекция + комбиниро-
ванный урок |
|
План 2 уроков
(0,4 Мб) по биосинтезу белка: лекция с мультимедийным курсом
«Открытая Биология 2.6»,
"Физикон")
и групповая работа в комп. классе. С бланком для учащихся,
описанием методики групповой работы и оценки
Коэффициента индивидуального участия. |
|
Экология.
Абиотические факторы |
Практическая работа |
|
Два
варианта проведения урока с объектами из
"Открытой коллекции. Биология 9", включая
параметрические модели - статья в журнале
"Биология" - "Первое
сентября" № 5 (953),
май 2013 г.
"От
интерактивной модели к уроку-исследованию". |
|
Экология. Правила Бергмана и Аллена |
Практическая работа |
|
Работа
по математическому моделированию экологических правил, связанных
с адаптациями теплокровных животных к низким температурам (см.
также модель в
MS Excel) |
|
Генетика человека. Популяционная генетика. Тесты |
Урок контроля знаний |
|
Тесты
для самопроверки знаний по генетике человека, мутагенезу и
популяционной генетике (разные скрипты и разные способы
отражения результатов).
Задачи
по генетике популяций на шашках |
|
Ароматические соединения в природе и жизни
человека |
Семинар-итог проектов |
|
План урока (1 Мб)
по защите проектов о значении ароматических углеводородов и их
производных в жизни общества. Интегрированный с
химией. Курс «Химия,
Биология, Экология»
("Физикон").
С описанием методики Рейтинговой
самоиндивидуализирующейся самостоятельной работы (РССР) |
|
Методы биологических исследований: фрактальные построения и
биообъекты |
Практическая работа |
|
В
газете
"Биология" - "Первое
сентября"
№ 22 (704), 16-30.11.2010 была напечатана статья
"Фракталы в природе".
К ней предложена
практическая исследовательская работа (1 Мб) по
моделированию объектов с помощью
фрактальных построений в программе
LS IFS
(и
архив с программой и
файлами, 1,4 Мб) |
Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном
дистанционном режиме
(урок в компьютерном классе с выходом в Интернет) |
|
Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых |
On-Line-оборудование |
|
Лабораторная работа с онлайновыми инструментами Интренет (коллекция
фотографий с общим управлением, виртуальный электронный
микроскоп) при изучении темы |
|
Создание коллекции "Класс Пресмыкающиеся" |
On-Line-коллекция |
|
Поиск в Интернет изображений животных с созданием
коллекции, иллюстрирующей многообразие и классификацию
рептилий (а также принципы каталогизации коллекций) |
|
Пищевые рационы и GDA-маркировка продуктов
|
Практическая работа |
|
Статья
"Пищевые
рационы: старая работа на новый лад" (онлайновый
расчет калорийности рациона в Макдональдс и работа с
этикетками продуктов, проектное
задание, также
в Excel). Журнал
«Биология»
- «Первое сентября», № 1 (949), 01.2013 – С. 26–29. |
|
Генетический код. Свойства генетического кода |
On-Line-программа |
|
Работа
с онлайновой программой перекодировки наследственной информации
"The Protein Machine"
EMBOSS Transeq ("Протеиновая
машина"). Задание для проектной работы с вопросом. |
|
Экскурсия по Банку белковых структур PDB
|
On-Line-экскурсия |
|
План
экскурсии по одному из ресурсов Интернет (Protein
Data Bank) с целью обучения поиску интересующих
моделей белков и ознакомления со способами визуализации молекул |
|
Моделирование биополимеров |
Практическая работа с On-Line-ресурсами
|
|
Групповая практическая
работа (с компьютерными - RasMol
и PDB
- и с аналоговыми моделями).
UPD. На укр.:
урок,
материалы cd_ua.rar
(19,6 Мб.) |
|
Адаптации животных
при переходе к фотосинтезу: генетический консилиум online |
Экспертная оценка |
|
План урока (1 Мб)
по адаптированию животных к фотосинтезу и экспертному анализу
предложенных решений в форме
генетического консилиума. См. также
настольную игру "Эволюция" как модель генетических
алгоритмов. |
|
Моделируем вирусы, или Три
компьютера на 25 учеников |
Практическая работа с
On-Line-моделированием |
|
Разработка
групповой
практической работы (одни группы работают с компьютером,
например, с
Virus Particle Explorer,
другие - с аналоговыми моделями).
Опубликована в журнале
«Биология»
- «Первое сентября»,
№ 14 (934), 09.2011 – С. 37–43. |
|
Генетическая инженерия, биотехнология: термины |
On-Line-поиск |
|
Поиск в
Интернет пояснений к терминам, предложенным на уроке, при помощи
поисковых машин и представление в виде таблицы по
алгоритму Цицерона |
|
Итоговый семинар по теме "Эволюционная теория" |
Урок контроля знаний |
|
Дистанционный урок, использование разных форм работы удаленных
учеников ("горизонтальный" и "вертикальный" варианты), описание
эксперт-семинара и "Царя горы". |
|
Онлайновая подготовка к ЕГЭ "Основы эволюционного учения" |
Урок обобщающего повторения
1:1 |
|
Урок
индивидуальной работы с онлайновым сервисом
College.ru: знакомство со структурой Единого
государственного экзамена и возможностями сервиса, обобщение по
теме "Основы эволюционного учения" и "острый тренинг" к ЕГЭ. |