Задача по генетике умных и красивых обезьян
|
Собрал как-то Лев всех зверей и говорит:
"Разойдитесь теперь так: умные - налево, красивые - направо".
Все расходятся, как Лев приказал, а Обезьяна и говорит раздраженно:
"А мне что, разорваться, что ли?!".
1. Формулировка задачи.
В Киевском зоопарке была выведена порода умных и красивых обезьян. При скрещивании обезьян этой породы с обычными в первом поколении гибридов все обезьянки были самыми обычными. Когда они выросли, их скрестили между собой. Анализ большого количества гибридов второго поколения дал возможность установить соотношение фенотипов : 45 обычных : 15 красивых : 3 умных : 1 красивая и умная.
Проведите генетический анализ полученных результатов.
Какое соотношение фенотипов стоит ожидать при скрещивании особи дикого типа - гибрида первого поколения с красивой и умной обезьяной?
2. Подробное решение.
Анализ гибридов F1 указывает, что оба признаки наследуют как аутосомно-рецессивные.
Наличие 64 генотипов (45+15+3+1=64) свидетельствует о том, что скрещивание было тригибридним, гены не сцеплены между собой, то есть наследуют независимо друг от друга, в соответствии с ІІІ законом Г.Менделя. Соотношение фенотипов отличается от теоретически ожидаемого (27:9:9:9:3:3:3:1), что свидетельствует о взаимодействии генов.
Перепишем соотношения фенотипов в F2 как пар признаков
45 не-красивых, не-умных : 15 красивых, не-умных : 3 не-красивые, умные : 1 красивая, умная.
Рассмотрим это соотношение по отдельными признаками (в соответствии с ІІІ законом Менделя):
1) По красоте. 48 не-красивых (45+3) : 16 красивых (15+1), то есть 3:1. Делаем вывод, что красота наследует моногенно:
А - не-красивые (обычные по красоте),
а - красивые.
Записать соответствующую схему скрещивания совсем легко.
2) По уму.60 не-умных (45+15) : 4 умных (3+1), то есть 15:1. На признак влияют два не сцепленных между собой аутосомных гена, фенотип "умная" присущий гомозиготам по обоими рецесивным аллелям:
В - не-умные,
в - потенциально умные,
D - не-умные,
d - потенциально умные.
F1 |
BbDd |
x |
BbDd |
|
неумная |
|
неумный |
|
|
|
|
F2 |
(9B-D- + 3B-dd + 3bbD-) + 1 bbdd |
|
неумные |
умная |
Такой тип взаимодействия называется "однозначные гены".
На этом генетический анализ можно считать законченным.
Остается объединить две схемы наследования (для учеников это не обязательно), используя также алгебраический метод решения
F1 |
AaBbDd |
x |
AaBbDd |
|
не-красивые, не-умные |
|
не-красивые, не-умные (обычные, дикий тип) |
F2 |
(3A- + 1aa) * (9B-D- + 3B-dd + 3bbD- + 1bbdd) = |
(27A-B-D- + 9A-B-dd + 9A-bbD-) + 3A-bbdd + (9aaB-D- + 3aaB-dd + 3aabbD-) + 1aabbdd
не-красивые, не-умные не-кр., умные красивые, не-умные кр., умные |
Если применить решетку Пеннета, расщепление среди гибридов F2 имеет такой вид:
Гаметы |
ABD |
ABd |
AbD |
Abd |
aBD |
aBd |
abD |
abd |
ABD |
AABBDD |
AABBDd |
AABbDD |
AABbDd |
AaBBDD |
AaBBDd |
AaBbDD |
AaBbDd |
ABd |
AABBDd |
AABBdd |
AABbDd |
AABbdd |
AaBBDd |
AaBBdd |
AaBbDd |
AaBbdd |
AbD |
AABbDD |
AABbDd |
AAbbDd |
AAbbDd |
AaBbDD |
AaBbDd |
AabbDD |
AabbDd |
Abd |
AABbDd |
AABbdd |
AAbbDd |
AAbbdd |
AaBbDd |
AaBbdd |
AabbDd |
Aabbdd |
aBD |
AaBBDD |
AaBBDd |
AaBbDD |
AaBbDd |
aaBBDD |
aaBBDd |
aaBbDD |
aaBbDd |
aBd |
AaBBDd |
AaBBdd |
AaBbDd |
AaBbdd |
aaBBDd |
aaBBdd |
aaBbDd |
aaBbdd |
abD |
AaBbDD |
AaBbDd |
AabbDD |
AabbDd |
aaBbDD |
aaBbDd |
aabbDD |
aabbdd |
abd |
AaBbDd |
AaBbdd |
AabbDd |
Aa bbdd |
aaBbDd |
AaBbdd |
aabbDd |
aabbdd |
Условные обозначения:
Синие - не-красивые, не-умные (обычные) - 45;
Зеленые - красивые (но не умные) - 15;
Красные - умные, не красивые - 3;
Фиолетовые - красивые и умные - 1.
При скрещивании гибрида первого поколения (дикий тип) с чистопородной умной и красивой обезьяной надлежит ожидать:
F1 |
AaBbDd |
x |
aabbdd |
|
не-красивые, не-умные |
|
красивые, умные |
F2
Гаметы |
ABD |
ABd |
AbD |
Abd |
aBD |
aBd |
abD |
abd |
abd |
AaBbDd |
AaBbdd |
AabbDd |
Aa bbdd |
aaBbDd |
AaBbdd |
aabbDd |
aabbdd |
Таким образом, имеем соотношения фенотипов:
3 обычных : 3 красивых : 1 умная : 1 красивая и умная.
3. Инструкция по проверке.
3.1. Описание процедуры проверки.
Проверка задачи достаточно простая, так как или ученики нашли, поняли генетические механизмы расщепления, или не нашли - условия задачи не оставляют возможностей для других толкований. (Теоретические соображения о том, как тяжело установить соотношение фенотипов у обезьян, которые являются неудобным объектом генетического анализа, или как тяжело отличить умную обезьяну или человека от неумной, а красивую - от некрасивой, стоит отсекать, как лишние - по условиям задачи, ученые Киевского зоопарка все это уже сделали.) Одновременное использование нераспространенного типа взаимодействия генов (например, полиморфные гены или доминантный эпистаз встречаются значительно чаще) и "скрытость" фенотипов делают задачу сложной для решения.
При проверке задачи надлежит обращать внимание на:
- владение символикой схем скрещивания;
- умение сделать генетический анализ (то есть доказать, как наследует признак: доминантно или рецессивно; аутосомно или сцепленно с полом; моногенно или полигенно, если полигенно, то сцеплены ли между собой гены, есть ли явление взаимодействие генов; указать, если есть, на неполную пентрантность гена);
- умение строить заключения по условиям задачи ("видеть" задачу).
3.2. Анализ возможных ошибок.
К возможным ошибкам надлежит отнести:
- невозможность увидеть наличие как раз тригибридного скрещивания;
- невозможность установить наличие взаимодействия генов и определить тип взаимодействия;
- попытку найти в условии задачи указания на сцепление генов;
- лишнюю теоретизацию, которая уводит от решения задачи, и образцы которой приведенные выше.
3.3. Критерии оценивания.
Если задача решена, найден соответствующий тип взаимодействия генов и получены результаты предложенного скрещивания, ученик получает 10 баллов. Если решение задачи неполное, или есть отдельные попытки подойти к нему, то предлагается такая схема:
0,5 |
1 |
1,5 |
2 |
2,5 |
2 |
3 |
4,5 |
4 |
6 |
8 |
9 |
9,5 |
10 |
Общий балл |
+ |
  |
+ |
+ |
+ |
  |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Установлен аутосомно-рецессивный характер наследования |
  |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Скрещивание тригибридное |
  |
  |
  |
+ |
+ |
  |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Записанные P, F1 |
  |
  |
  |
  |
+ |
  |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Записанные гаметы F1 |
  |
  |
  |
  |
  |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Утверждается наличие взаимодействия генов (без типа взаимодействия) |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
+ |
  |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Найден тип взаимодействия генов |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Найденные генотипы F2, не приведены расщепления по фенотипу |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
+ |
  |
+ |
Алгебраическое решение 1 части задачи |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
+ |
  |
+ |
+ |
Решение 1 части задачи с помощью решетки Пеннета |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
+ |
+ |
Решение 2 части задачи |
4. Библиографические источники.
Наследование признаков, на котором базируется задача, является исключительно плодом воображения автора. Механизмы независимого наследования несцепленных признаков по ІІІ закону Г.Менделя и типы взаимодействия генов описаны в любом учебнике общей генетики (лучший, на наш взгляд - Гершензон С.М. Основы современной генетики - К.: Наукова думка, 1983 - 560 стр.)
|
|