|
"Времена
меняются: семь лет назад [в 2002 г.], занимаясь с учителями на
курсах повышения квалификации, автор формулировал некое Золотое
правило применения современных информационных технологий так:
«То, что на уроке можно сделать лучше, эффективнее без компьютера,
надо делать без компьютера». Сейчас правило будет иным:
рациональность использования ИКТ описывается скорее как
«Умение применять простейший инструмент (прием), адекватный задаче,
с максимальным эффектом». Причина такой смены правил – в
даже не представлявшемся семь лет назад многообразии компьютерных
средств обучения и вариантов их комплектации и использования в
образовательных учреждениях: пределом мечтаний тогда был один
компьютер в классе с приличным монитором."
Начиная разговор о планшетных компьютерах и их использовании в
обучении биологии, вынес в эпиграф самоцитату (из первой лекции
курса "Информационная культура и/или
компьютер на уроках биологии") не случайно. Здесь будут
собраны примеры, когда использование планшета более эффективно в
сравнении с другими устройствами.
Рис.
отсюда, "Тыц-тыц-тыц". |
1. Использование готовых учебников
В России в рамках проекта ЭОР-24 в 2012 г.
ФИРО
усилиями компаний-разработчиков образовательного ПО собрал и
апробировал
набор
прототипов электронных учебников. Среди них была и биология
(7 класс, многообразие растений), разработчик -
ФИЗИКОН по учебнику
БИНОМа.
Ниже - скриншоты прототипа: оглавление, страница
учебника, модель к теории и модель в "Рабочей тетради", проектное
задание и всплывающее окно. |
|
"Типовая модель электронного учебника" (Л.Л. Босова, Д.И.
Мамонтов, А.Г. Козленко, В.В. Теренин // Открытое и дистанционное
образование. Томск, 2012, № 2 (46). С. 58-65)
В статье описываются возможности современных
электронных учебников, в т.ч. для мобильный устройств - смартфонов и
планшетных компьютеров; приводятся подходы к представлению
образовательного контента и описания дизайн-эргономических решений. |
2.
Цифровой
микроскоп из планшета
У планшетов камеры достаточно мощные и имеющие
достаточную глубину резкости, чтобы использовать
их для захвата изображений с обычных микроскопов
(сравнение фотографий других цифровых камер
можно посмотреть
тут). В сочетании с инструментарием
создания рукописных примечаний (в планшете
Samsung Galaxy Note 10.1 - это стилус и
программа S-Pen) получаем средство моментального
создания пояснений к увиденному в микроскоп.
Сбор и показ таких рисунков (их можно
экспортировать в PDF и
JPEG) позволит
сразу же выяснить,
то ли видели в микроскопы
обучающиеся, что хотел показать учитель.
См.
"Руководство по микроскопированию". |
|
3.
Цифровой гербарий с GPS-координатами на этикетке
Камера планшета обычно интегрирована со средством GPS-позиционирования. Поэтому, собирая коллекцию фотографий живых организмов (наиболее точной каталогизации обычно
требуют гербарные карточки), можно не беспокоиться о том, что позже не удастся вспомнить, где именно был сделан снимок. Если включить тэг GPS
(первый скриншот, всё на примере программ Samsung Galaxy Note 10.1 с операционной системой Android 4), то можно спокойно фотографировать: координаты мест съемки
останутся в описании снимка. Более того, можно показать на карте, где именно был сделан снимок.
Растение узнали? Побег не ахти, зато занят делом - вегетативным размножением. Хороший побег и орехи можно
посмотреть тут.
|
|
4.
Цифровой
планетарий -
Google Sky Map
Замечательное
приложение (для уроков природоведения и
походов) с картой звездного неба, показывающей
также положение планет и Солнца. Кроме того, что
приложение берет время и
GPS-координаты и
показывает карту неба именно для точки, где
находится пользователь, за счет гироскопов
демонстрируется именно тот участок карты, куда
направлена задняя стенка планшета.
Карту можно
масштабировать привычным движением пальцев, а
также отключать линии созвездий, планеты и др.,
превращая работу с Google Sky Map в серию
заданий.
На
Всероссийском съезде учителей биологии (28-30
июня 2011 г., Москва, МГУ)
Д.Н.Кавтарадзе провел
мастер-класс об играх в
преподавании экологии (
см. видео
"Экология в имитационных моделях и играх"), где показал много старых (известных по книге)
и новых игрушек, в т.ч. аналоговый вариант цифрового планетария
Google Sky Map - зонтик из какого-то испанского
музея науки с картой звездного неба (справа).
Ср. с картой звездного неба на глиняном диске
(Шумер, 3000 лет до н.э.),
отсюда.
|
Вопросы,
предложения, обсуждения - пишите по электронной
почте, всё будет добавлено на эту страницу
|
|
|
|
|
|