Ричард Докинз
в книге «Бог как
иллюзия» на примере изготовления из
бумаги модели китайской джонки показывает
свойства мемов, единиц культурной информации,
передаваемой от человека человеку при общении,
путем научения или подражания:
"Это
довольно сложная процедура, состоящая из 32
операций складывания бумаги. Конечный результат
(сама китайская джонка) — красивая игрушка; то
же можно сказать и о трех промежуточных стадиях
ее "эмбрионального развития" — "катамаране",
"коробочке с двумя крышками" и "рамке". Весь
процесс действительно напоминает складывание и
впячивание зародышевых листков в процессе
формирования бластулы, гаструлы и нейрулы.
Складывать китайскую джонку меня научил отец,
научившийся этому примерно в том же возрасте в
школе-интернате. В его время поветрие
изготовления джонок пошло от школьной
заведующей; подобно эпидемии кори, оно охватило
учеников, а затем, как и подобает эпидемии,
угасло. Через двадцать шесть лет, когда
заведующей уже не было и в помине, в той же
школе выпало учиться мне. На этот раз поветрие
пошло от меня, и оно опять распространилось, как
новая вспышка кори, чтобы затем снова угаснуть.
Такое стремительное, похожее на эпидемию
распространение усваиваемого навыка показывает
высокую эффективность механизма распространения
мемов, их высокую "заразность". Не вызывает
сомнения, что джонки, которые складывали
сверстники моего отца в 1920-х годах,
практически не отличались от корабликов, которые
мои сверстники изготавливали в 1950-х."
(Докинз Р. Бог как иллюзия - М.:
КоЛибри, 2008; глава
«Осторожно, не наступи на мои мемы»)
Справа -
дерево основных, базовых форм оригами (из лекции
4 курса "Игра и биология"),
показывающее, как из минимального количества
способов складывания может развиться огромное
многообразие фигур оригами. Именно простота
базовых действий подвигла Докинза на
формирование гипотезы самоупорядочивания в
процессе складывания схем оригами, весьма важной
для дидактики в целом.
Хотя аналогия складывания оригами с
впячиванием-выпячиванием зародышевых листков при
органогенезе кажется несколько упрощенной, в
хороших схемах складывания оригами действительно
можно выделить этапы, связанные с "зародышевым"
формированием тех или иных органов (например,
головы и крыльев в фигуре
рамфоринха).
Предложите схему складывания фигурки оригами
(современного или ископаемого животного), в
которой аналогии с зародышевым развитием были бы
наиболее эффектно выражены. |
Yoshihide
Momotani "Molecular Models with Origami",
2001. - 114 р. - ISBN: 4759808663.
Замечательная книга (см.
оглавление), но,
к сожалению, практически недоступная. Пока удалось
найти только
первую главу, посвященную аминокислотам,
а также статью о моделировании
атома углерода с его тетраэдрическими
связями. |