|
Описание урока
из 1 лекции курса
"Использование игр на уроках биологии" -
подробнее см. тут
Рис.
из
marinni (подборка
старинных гравюр о темпераменте)
Ход
урока:
Заканчивается перемена,
ученики в классе, учитель тоже – что-то написал
на доске и закрыл ее «крыло».
Звонок. Ритуал приветствия, принятый у учителя
(определенная поза, ритуальная фраза), начало
урока. Учитель называет тему и цель урока (в
данном случае это «Темперамент»), и
говорит об особенностях урока: о том, что
традиционного опроса не будет – только одно
небольшое стартовое задание с вопросом, ответ на
который будет обсуждаться в конце урока – или
после домашнего обдумывания, а потом – лекция по
новому материалу и выполнение лабораторной
работы на мобильных компьютерах. Он открывает
крыло доски, там написаны 4 анаграммы; их нужно
решить и исключить лишнее слово (КНИТНИСТ, ВЫКНА,
АЗИНЕН, ОРСТИПЕЕТ). После решения анаграмм (это
обычно не занимает много времени) обсуждаются
варианты, какое слово лишнее: могут быть
варианты, не предусмотренные принципом, который
заложил в задание учитель. Затем учитель
предлагает запомнить тот критерий, который
назвали некоторые ученики (и предложил он сам) –
о врожденных и приобретенных элементах
поведения; и обратить на него внимание по ходу
этого урока – в форме вопроса, является ли
темперамент врожденным или приобретенным
свойством человека.
После
этого идет школьная лекция. Начав с
античности (представлений о темпераменте у
древних греков и римлян) и описав основные черты
темпераментов, учитель иллюстрирует лекцию
цитатами из повести
Р.Шекли. Четыре стихии,
герои которой являются воплощениями четырех
темпераментов. После этого учитель рисует на
доске схему темпераментов и упомянутых в повести
стихий, а потом дополняет ее, цитируя другие
источники (Книгу пророка
Иезекииля, "Салернский кодекс здоровья",
Х.Л. Борхеса,
Папюса и др., попутно отмечая, т.е. ставя
отметку, если кто-то заметил противоречия в
источниках), и показывает с помощью
мультимедийного проектора иллюстративный ряд из
произведений живописи (иконография «Спаса в
Силах» и символы евангелистов, их изображения в
западноевропейской живописи,
цветовой
круг Гёте, портреты великих людей
разного темперамента – до рисунков
Херлуфа
Бидструпа). Завершается лекция теорией И.П.
Павлова о типах высшей нервной деятельности, и
рисуется (учителем - но можно и
кем-то из учеников) «дерево», граф типов ВНД.
После этого на ноутбуках/нетбуках выполняется
лабораторная работа с компьютерным вариантом
теста Г.Ю.
Айзенка (и последующим рассказом о
классификации типов личности по К.Г. Юнгу) . В
результате обработки теста получается вектор
определенной длины, направленный в один из
секторов координатной плоскости, которую
образовали на доске границы между описаниями
четырех темпераментов.
Подведя итоги работы и задав домашнее задание,
учитель добавляет к нему вопрос, заданный при
работе с анаграммами. Затем он предлагает
попытаться представить один из видов
темперамента в виде небольшого скетча или
пантомимы, причем выбрать для показа темперамент,
противоположный тому, который получился по тесту
(возможны и парные сценки, но на этом уроке
учитель предложил это сделать отдельным ученикам
и прямо с места, не выходя к доске); другие
ученики пытались определить и аргументировать,
почему именно этот темперамент представлен. На
третьем представлении звучит звонок, учитель
благодарит всех за работу, называет тех, чья
работа отмечена тем или иным способом, и
заканчивает урок.
|
Приложения:
Магия чисел
в
средиземноморской цивилизации привела к учению о
четырёх темпераментах (в то время как на
Востоке развивалась пятикомпонентная «система
мира»). Исходной была четырехчастная структура
мира (земного мира) с четырьмя сторонами света
(север, запад, юг, восток), к которым
приписывались существа-охранители; особые ветра,
наделяющие человека соответственными свойствами
(древние греки считали, что именно ветер, дующий
во время зачатия, формирует характер ребенка).
Легко проследить логику связи между ветрами и
темпераментом как энергетической характеристикой
(темпераментный как энергичный), и
получить ответ, почему темпераментов именно
четыре, а не три, пять и т.п.
Связь между сторонами света и человеком земного
мира (в противопоставлении миру скаральному,
божественному) прослеживается в трактовках имени
Первочеловека - Адама:
"Стоит также отметить, что в
христианском богословии, начиная с раннего
времени и до позднего средневековья, было весьма
распространено восприятие имени ADAM как
аббревиатуры греческих названий четырех стран
света: А как ANAТОЛН — восток, D как ΔΥΣΙΣ —
запад, А как ΑΡΚΤΟΣ — север, Μ как ΜΕΣΕΜΒΡΙΑ —
юг." (Augustin. In loan,
evang. tract. 9, 14 и 10, 12; Isidor. De ordine creat.
11; Beda, Hexaem. 2 и мн. др.)
См. статью о темпераментах в
Википедии. |
Признак |
Темперамент |
Источник |
Сангвиник |
Флегматик |
Меланхолик
гравюра
А.Дюрера |
Холерик |
Преобладающая жидкость в организме |
Кровь
(сангва) |
Слизь
(флегма) |
Черная желчь
(мелэн холе) |
Желчь
(холе) |
Древние римляне: Клавдий Гален |
Темперамент по И.П. Павлову: |
«Подвижный» |
«Инертный» |
«Слабый» |
«Неуравно-вешенный» |
И.П. Павлов |
-
сила процессов возбуждения |
Сильный |
Сильный |
Слабый |
Сильный |
Представьте
описание свойств темпераментов в
виде схемы |
- сила
процессов торможения (подвижность) |
Высокая
подвижность |
Малоподвижный
(сильное торможение) |
Малоподвижный (сильное
торможение) |
Высокая
подвижность |
|
-
уравновешенность процессов |
Уравновешенный |
Уравновешенный |
Неуравновешенный, возбудимый |
Неуравновешенный,
возбудимый |
|
Г.Ю.
Айзенк (К.Г. Юнг) |
Экстраверт,
уравновешенный |
Интроверт,
уравновешенный |
Интроверт,
неуравновешенный |
Экстраверт,
неуравновешенный |
Тест
Айзенка |
Описание темперамента |
Активный, энергичный, легко
приспосабливающийся |
Пассивный, очень трудолюбивый,
медленно приспосабливается, эмоции
внешне проявляются слабо |
Пассивный, легко утомляющийся,
тяжело приспосабливающийся, очень
чувствительный |
Активный, очень энергичный,
настойчивый, эмоции неуправляемые |
Психология эмоций. Тексты. -
Хрестоматия. - М.: Просвещение,
1984. |
Примеры: |
В.А. Моцарт
Наполеон
М.Ю. Лермонтов |
И.А. Крылов
М.И. Кутузов
Ньютон |
Н.В. Гоголь
П.И. Чайковский |
Петр I
А.С. Пушкин
А.В. Суворов
Робеспьер |
Р.Шекли. Четыре стихии
-
Фрагменты
повести о темпераментах, представленных в разных
личностях |
-
А. Дюма, "Три мушкетера" |
Портос |
Атос |
Арамис |
д'Артаньян |
|
Сторона света |
Восток |
Север |
Запад |
Юг |
|
Стихия |
Огонь |
Земля |
Вода |
Воздух |
|
Евангелисты
картина
А.
Дюрера |
Марк |
Лука |
Иоанн |
Матфей |
Александр Подосинов Символы четырех
евангелистов |
Символ (животное)
ср.
Китайские животные |
Лев |
Бык |
Орел |
Ангел |
Иконография
"Спаса на престоле":
статья, изображения
( 1,
2,
3,
4,
5).
См. также
Келлское
Евангелие (конец VIII
- начало IX в., Ирландия, Тринити-колледж,
Дублин) |
Свойства человека |
Смелость и
жизнь |
Работа и
материальное тело |
Интуиция и
нервная сила |
Воля и
разум |
Папюс. Практическая магия |
"Гайот",
"живые существа" Иезекииля |
Ганиэль |
Кафзиэль |
Аниэль |
Азриэль |
Книга пророка
Иезекииля
См.
Х.-Л. Борхес. Бестиарий |
Ангелы
по иудейской традиции
(по сторонам света) |
Михаил |
Гавриил |
Рафаил |
Уриил |
Александр Подосинов |
Знак Зодиака
( зодиакальное
созвездие) |
Лев |
Телец |
|
|
|
Алхимический элемент |
Сера |
Соль |
Ртуть |
Азот |
Albert Pike, 1871 |
|
|
|
|
Графическое представление в алхимии и астрологии
PSYLIB® –
Г. О. М. Курс энциклопедии оккультизма
|
Кватернер Иезекииля |
Кватернер Ап.Иоанна |
Китай: животные-охранители по
сторонам света (см.
Подосинов) |
В Китае распределение «животных» по странам
света строго фиксировано во всех
памятниках письменности и иконографии,
где они описываются или изображаются.
Так, например, в каменной гробнице в
Инани (Шаньдун) II-IV вв. свод передней
камеры поддерживает колонна, на базе
которой изображены все четыре
«животных»; при этом дракон глядит на
восток, птица — на юг, тигр — на запад,
черепаха в объятиях змеи (символ Черного
воина) — на север (Сычев, 1987, 373,
375). |
|
|
|
|
|